Блоги → Просмотр

Войны, засуха и шоколад. Если цены на него поднимутся — значит, бизнес спекулирует

Понедельник, 19:33, 30/09

Рейтинг
3 0
Просмотров
1045

0
0
0

Европейские и американские СМИ пугают потребителей скачком цен на шоколад. По данным исследователей из Euromonitor International, виной всему рост стоимости сырья. С начала 2013 года цены на какао-бобы выросли уже на 21%. Причиной подорожания называют засуху в Кот-д'Ивуаре и Гане, которые на двоих выращивают порядка 70% зёрен какао-бобов.

На самом деле винить в подорожании засуху и грядущую нехватку какао-бобов как минимум некорректно. Предварительный прогноз по урожаю данных зёрен в текущем маркетинговом году (ноябрь 2012 — ноябрь 2013 года) достигает 3,97 млн тонн. А дефицит какао-бобов, по оценкам экспертов, может составить до 118 тыс. тонн. То есть всего 3% от ожидаемых объёмов.

На самом деле цены на какао-продукты и на шоколад безостановочно ползут вверх начиная с 2011 года. Напомним, именно тогда в Кот-д'Ивуаре началась гражданская война, закончившаяся прямой интервенцией французских войск, поддержавших государственный переворот. На время войны было введено временное эмбарго на поставку какао-бобов.

В настоящее время на стоимость шоколада влияет целая совокупность объективных и спекулятивных факторов. «Шоколад однозначно будет дорожать, потому что цены на основные его составляющие — какао тёртое и особенно какао-масло — растут очень высокими темпами. Цены на какао-масло растут постоянно с 2011 года, а последние 4–5 месяцев увеличиваются вообще практически ежедневно», — рассказывает коммерческий директор компании «Гранд Трейд» (крупный импортёр какао-продуктов в Россию) Елена Лелюхина. По её словам, в итоге за два года стоимость какао-масла выросла в четыре раза — с 2 долларов за кг в 2011 году до 8 долларов. Дело в том, что на рынке наблюдается недостаток этого сырья — оно было «зафрахтовано» крупными производителями ещё несколько лет назад, когда цены были низкими. Сейчас его не хватает.

Тёртое какао растёт не столь быстрыми темпами — за два года оно выросло в цене примерно на 10%. Но свою лепту в подорожание шоколада вносит и этот фактор.

Кроме того, биржевые брокеры уже давно ведут игру на повышение стоимости какао-бобов и как следствие шоколада. Потому цены на эти продукты растут даже в опережающем темпе. Например, поводов «пересматривать стоимость» именно сейчас у производителей шоколада нет. Многие из них работают по «длинным» контрактам, в которых цена оговаривается на год или два вперед. Если бы ценообразование зависело бы только от объективных факторов, то цены начали бы расти лишь со следующего года, когда контракты на поставки какао-продуктов будут заключаться уже по новым ценам. Однако совершенно очевидно, что кондитеры по всему миру не удержатся от соблазна «поднять» ценник хотя бы на 10–20% уже в этом году.

Однако аргументы обоснованности подорожания шоколада касаются лишь премиумной продукции. В Москве такой шоколад реализуется по цене от 300 рублей за 100 граммов. Шоколадная продукция из бюджетного ценового сегмента и в США, и в Европе, и в России в большей или меньшей степени производится из более простых ингредиентов заменителей. В классическом понимании это иногда вовсе не шоколад.

«Всё сказанное о подорожании шоколада справедливо по отношению к настоящему шоколаду, с содержанием какао не менее 54%. В нашей стране, например, существенную долю рынка занимает так называемая кондитерская плитка. По непонятным причинам именно она называется шоколадом, хотя не имеет к нему никакого отношения», — соглашается Елена Лелюхина.

Основа массовой шоколадной продукции — вовсе не дорожающее в мире какао тёртое или какао-масло, а какао-порошок — гораздо более дешёвое сырьё. По сути, это продукт переработки какао-бобов (цена на который в мире только падает), а также растительные жиры. Кроме того, для изготовления продуктов бюджетного сегмента активно используют заменители дорогого какао-масла. По идее такая продукция дорожать не должна. Но беда в том, что россияне привыкли считать это шоколадом, да и производители далеко не всегда честно указывают ингредиенты. При этом цена далеко не всегда является гарантией качественного шоколада. Грешат «подменой» практически все производители, независимо от того, в каком ценовом сегменте они позиционируют свою продукцию.

Проблема в том, что большинство потребителей в тонкости производства российской шоколадной продукции не вникает. А значит, на волне разговоров и спекуляций на тему, что осенью шоколад подорожает, производители могут начать «задирать» ценник и на продукцию, ориентированную на массового покупателя. Впрочем, если они слишком увлекутся, у ФАС может найтись достаточно поводов, поискать картельный сговор на шоколадном рынке нашей страны.

Комментарии

Нет комментариев