Блоги → Просмотр

Первая Мировая Война и человеческая память.

Среда, 21:35, 11/09

Рейтинг
4 0
Просмотров
635

0
0
0

В следующем году у нас будет 100-летний юбилей начала Первой мировой войны. Эта дата, кроме «круглости», примечательна тем, что за все эти сто лет о ней впервые официально, на государственном уровне, вспомнили в России.

А в августе 2014 года в Москве на Поклонной горе планируется открыть памятник русским героям Первой мировой — тоже первый у нас в стране. Кстати, как раз в эти дни подходит к завершению открытый конкурс на проект этого памятника, объявленный Российским военно-историческим обществом. И у вас есть ещё неделя, чтобы проголосовать за один из вариантов.

Но о Первой мировой стоит вспомнить не только из-за памятника. И даже не из-за прошлогоднего путинского указания «проанализировать итоги» к юбилею.

Первая мировая («германская», «империалистическая») — это ещё одно белое пятно в нашем историческом знании и сознании. Мы в массе своей ничего о ней не знаем и не помним: даже для людей с советским образованием это всего лишь мутный фон февральской катастрофы и Октябрьской революции 1917 года. Общественная же рефлексия этого события болтается где-то в пространстве советских и антисоветских пропагандистских шаблонов, к реальной истории имеющих крайне отдалённое отношение.

И даже когда говорят о единстве отечественной истории, в первую очередь имеют в виду дискуссии о её советском периоде. Что объяснимо, ибо вызвано слишком большим количеством лжи, на него налипшим, — но несправедливо, поскольку история России насчитывает гораздо больше 70 лет и на остальные её события лжи налеплено не меньше.

Первая мировая — одно из таких тщательно забытых событий.

Эта заметка — не самое удачное место для рассуждений о причинах и итогах войны, которую европейцы называют «Великой», не место для «развенчания мифов» и создания новых. Думается, в течение ближайшего года в нашем информационном пространстве не будет недостатка в материалах на эту тему — в том числе и на «Однако».

Я ограничусь только одним соображением о том, почему нам сегодня нужновосстановить Первую мировую в исторических правах и открыть памятник её солдатам — кроме, повторяю, соображений элементарной справедливости, что само собой разумеется.

Так вот, на мой взгляд, это нам нужно именно потому, что грандиозную по своим масштабам, жертвам и последствиям «германскую-империалистическую» на самом деле трудно причислить к славным победным страницам в великой русской истории.

Да, может быть, мы сто лет назад зря влезли в эту европейскую свару, — по этому вопросу у историков есть разные мнения.

Да, может быть, у нас не было в этой сваре ни весомого национального интереса, ни нравственного вызова, — по этому вопросу у историков тоже есть разные мнения.

Да, может быть, если бы не коварство большевиков, то измождённая войной Россия стала бы победителем и выгодополучателем европейской свары, — по этому вопросу количество диаметрально противоположных разных мнений у историков вообще зашкаливает.

Да, может быть, Россия вела эту войну в условиях внутреннего кризиса, приближающегося и приближаемого войной краха, — по этому вопросу мнения историков более или менее сходятся.

Да, главным и практически единственным итогом войны для России стала национальная катастрофа.

Но для нас, не историков и не аналитиков, важен сейчас только один факт: эта война была, и на её фронтах сражались русские солдаты.

Те же русские солдаты, которые сражались во многих войнах минувшего тысячелетия — на Калке и на Куликовом поле, под Нарвой и под Полтавой, у стен Смоленска и у села Бородино, в Сталинграде и в Берлине.

И они сражались и гибли — за то же самое Отечество.

Большую или малую территорию занимает Отечество, — оно всё равно Отечество.

Процветает оно или бедствует, — оно всё равно Отечество.

Образцово оно устроено или как придётся, — оно всё равно Отечество.

Каким образом, по-крепостнически, по-капиталистически или по-социалистически, распределяется в нём собственность и благосостояние населения и насколько справедливо, — оно всё равно Отечество.

Какой царь сидит в столице и есть ли он вообще, — оно всё равно Отечество.

Водружает оно Знамя Победы или терпит поражения, — оно всё равно Отечество.

У русского солдата, у русского человека нет и не может быть плохого, «неправильного» или «недостойного» Отечества — есть только то, которое есть.

Вот ради этого понимания нам нужно вернуть в свою историю Первую мировую и поставить памятник её героям.

И это очень актуальное понимание.

Комментарии

Нет комментариев