Блоги → Просмотр

Специфика Верещагина – в совмещении двух качеств

Четверг, 18:36, 12/07

Рейтинг
0 0
Просмотров
8

0
0
0
В этой статье упоминаются
Дональд Трамп
Избиратель
Виновные в воровстве энергоносителей на Северном Кавказе должны быть наказаны, потребовал Дмитрий Медведев. Власти не первый год борются с вопиющими неплатежами в кавказских республиках. Почему же ситуация до сих пор не сдвинулась с мертвой точки – и что нужно сделать, чтобы заставить жителей Кавказа платить за потребляемые ими ресурсы?Командующий эстонским спецназом сделал крайне воинственные заявления в адрес России. «Русские возьмут Таллин за два дня, но умрут там», – считает он. Оставим за скобками тот очевидный факт, что Россия не собирается нападать на Эстонию. Предположим, что задача «взять Таллин» действительно поставлена. Как это можно сделать и что этому способна противопоставить Эстония?По делу о пожаре в ТРК «Зимняя вишня» задержан начальник службы пожаротушения по Кемеровской области Андрей Бурсин, который первым прибыл на место ЧП. По версии следствия, пожарный нарушил устав, ряд законов и ответственен за ненадлежащую разведку возгорания, из-за чего в итоге погибли 60 человек. Появление нового фигуранта в этом деле приветствовал Игорь Востриков, потерявший в пожаре всю семью.Вековая ось Вашингтон – Лондон завалилась набок. Чувствуя свое бессилие перед нажимом Трампа, властям Британии остается только мстить. Для гостя из США приготовили широкий спектр унижений, воплотить которые должна предварительно разогретая толпа. Например, ночью Трампу предстоит слушать громкий детский плач. Какие еще «креативные сюрпризы» ждут его в Лондоне?Члену правления «Интер РАО» Карине Цуркан предъявлено обвинение в шпионаже. Предположительно, через нее к разведке одной из стран НАТО попадала информация особой важности, касающаяся энергетической безопасности России. Главный вопрос сейчас – как Цуркан вообще оказалась на должности, которую занимала. Верещагина часто называли плохим живописцем, а молодой и склонный низвергать прежние авторитеты (чтобы воздвигнуть на их месте более древние) Александр Бенуа – и вовсе отказывал ему в праве считаться таковым. Последнее, пожалуй, и верно. Подробности... В стране с населением в 147 млн количество пенсионеров – 45 млн. И получают пенсионеры свои деньги из выплат ныне работающих. Мне, глядя на эти цифры, такая пенсионная система не кажется справедливой. Подробности... На пике успеха и финишной прямой чемпионата, когда казалось, что Кремль достиг всех поставленных целей, он нанес еще один удар, которого никто не мог ожидать: практически одномоментно было проведено сразу несколько спецопераций. Подробности... Фанаты сборной Хорватии нашли оригинальный способ поблагодарить страну – хозяйку чемпионата мира по футболу. Они развернули на Триумфальной площади в Москве огромный флаг с надписью «Спасибо, Россия!» Подробности... Уралвагонзавод продемонстрировал на выставке «Иннопром-2018» в Екатеринбурге новые модели трамваев 71-412 и 71-415. Эти машины придутся по душе как эксплуатантам, так и пассажирам, уверены в руководстве госкорпорации «Ростех» Подробности... Российская сборная по футболу проиграла Хорватии, но достойно сражалась и впервые в своей истории дошла до четвертьфинала чемпионата мира. В воскресенье футболисты прибыли в фан-зону на Воробьевых горах, где их встречали десятки тысяч болельщиков. Толпа скандировала «Молодцы!» и «Россия!» Подробности...

В это воскресенье в Новой Третьяковке, на Крымском валу, закрывается выставка Василия Верещагина. Лучшая из всех когда-либо бывших выставок этого художника – и, видимо, лучшая, которую доведется нам увидеть. Разве что через четверть века, к 200-летию, сделают еще более грандиозную, но это уж кому дожить доведется, да и мало ли что вообще будет через двадцать пять лет.

Словом, в нашей жизни велика вероятность, что более полной и качественной выставки Верещагина не случится. А Верещагин, как к нему ни относись, персонаж в истории русского искусства и, быть может, еще более – в истории русской общественной мысли – значительный.

Специфика Верещагина – в совмещении двух качеств. Во-первых, он во многом был не русским художником. Во-вторых, в первую очередь он был ориентирован все-таки именно на русскую аудиторию, в том числе демонстрируя ей свой всемирный успех; например – открывая большую выставку в Петербурге уже после того, как о ней отозвались в зарубежной печати.

Верещагину было хорошо известно, что добиться если не признания, то устойчивого внимания можно в том случае, если наблюдатель осознает, что не является инстанцией признания и вынужден лишь оценивать то, что знает как признанное иными.

Живописный язык Верещагина сформировался в период его учебы у знаменитого французского ориенталиста Жерома. И ряд наиболее известных работ Верещагина напрямую отсылают к работам учителя, начиная с «Дверей Тимура» (1872) и «У дверей мечети» (1873), имеющими в качестве прототипа (и одновременно прототипа «Представляют трофеи», 1872) «Головы бунтовщиков» Жерома.

m932124.jpg

Интернационализм как художественного языка, так и сюжетов (от туркестанских до индийских) делают Верещагина международным художником. Его первая большая выставка открывается в 1873 г. в Лондоне, в Хрустальном дворце.

В художественной карьере Верещагина больших заграничных выставок будет в два раза больше, чем отечественных, а русскую публику он будет изумлять непривычностью как живописи и оформления выставочных залов, так и способа преподносить себя аудитории.

Верещагина часто называли плохим живописцем, а молодой и склонный низвергать прежние авторитеты (чтобы воздвигнуть на их месте более древние) Александр Бенуа – и вовсе отказывал ему в праве считаться таковым.

Последнее, пожалуй, и верно. И временная перспектива дает возможность точнее поместить Верещагина в истории искусства.

Он и сам не желал быть живописцем среди живописцев – стремясь к созданию «тотального произведения искусства». Так, его принцип сериальности был сознательной борьбой с «Лаокооном» Лессинга, противопоставлением литературы – как фиксирующей время, движение – живописи и скульптуре, фиксирующим мгновение.

Он стремился средствами живописи рассказывать – то есть, представлять – динамику вместо схваченного выразительного мгновения. Эффект у зрителя должен был возникать на выставке при переходе от одной картины к другой; само движение наблюдателя вовлекало его в происходящее.

Отсюда, кстати, озабоченность Верещагина нераздельностью коллекций. Впрочем, вполне это получилось только с первой, Туркестанской, целиком приобретенной Третьяковым в 1874 г., и отчасти – с поздней, посвященной войне 1812 года. Но он не ограничивался этим.

Сами выставки обтягивались бордовой тканью, ставился электрический свет (по тем временам нечто невиданное), в залах звучала музыка.

На своей петербургской выставке 1880 г. Верещагин даже пытался устроить оркестр, которым должен был управлять Римский-Корсаков. В последний момент дело расстроилось, но фонограф или, по возможности, фортепьянный аккомпанемент выставке Верещагин старательно создавал. Кстати, со свой второй женой он так и познакомился, пригласив в свое американское турне кого-нибудь из московской филармонии. На предложение откликнулась Лидия Васильевна Андреевская, к возвращению из поездки беременная сыном живописца...

Целостное произведение искусства не ограничивалось новыми способами экспозиции. Верещагин помещал в центр изображение, иного трудно было бы ждать от художника. Но вместе с тем сопровождал выставки каталогами, в которых описывал свои картины, объяснял сюжеты и обстоятельства, писал повести и очерки.

В других случаях – само отсутствие картины становилось художественным событием.

Когда в 1874 г. Верещагин в ответ на обвинения в непатриотичности уничтожает три полотна из Туркестанского цикла, включая знаменитого «Забытого», то не только фотографические снимки с них оказываются популярны, но и в экспозиции у Третьякова они размещаются среди сохранившихся картин – внутри рам, воспроизводящих размеры уничтоженных оригиналов.

Верещагин украшал свои выставки разнообразными экспонатами, рифмующимися с изображенными на картинах. Зритель оказывался между восточными коврами, оружием, кофейниками, пиками и отрубленными головами на картинах.

В Новой Третьяковке старательно воспроизвели этот эффект, привезя из Эрмитажа, например, двери мавзолея Гур-Эмир и поставив в центр зала резную колонну – одну из тех, что изображена у Верещагина.

Но главное, о чем напоминает выставка – что Верещагин даже теперь способен производить сильный эффект.

Он был именно эффектным художником. В первую очередь умеющим задевать чувства, вызывать и восхищение, и беспокойство, и возмущение, но в любом случае – сильную эмоцию, вплоть до отрицания его художественного дарования. И лучше всего он умел это делать в русском контексте, понимая, что именно оказывается «болевыми местами», играя на неоднозначности, побуждая публику занимать позиции, которые раз за разом оказывались ее проекциями.

А что же сам автор?

А Верещагин неизменно «ускользал», демонстрируя созданное, собранную экспозицию, открывая возможность прочитывать как угодно.

Так, скандальные «три казни»: распятие, казнь сипаев в Индии британцами и казнь первомартовцев – можно было прочесть и как приравнивание сипаев и народовольцев ко Христу, и как повествование об уделе человеческом, и о неизбывной человеческой жестокости, и как евангельскую историю о том, кем в глазах большинства был распинаемый и т.д.

Варварский Восток оказывался не только жестоким и прекрасным, но одновременно и обыденным. И в то же время парадоксально уравненным с европейскими завоевателями.

«Белый человек» оказывался жертвой, отрубленные головы европейцев лежали перед местным владыкой или на пиках декорировали площадь. И здесь уже, в отдалении, становилось непонятно, чьи именно головы насажены на пики: европейцев, местных, подданных или врагов. «Удача» и «неудача» спокойствием уравнивала обе стороны нейтральностью взгляда. А эмоция возникала от подчеркнутого отстранения.

Тем любопытнее, что уже близкие по времени к Верещагину авторы обвиняли его в «фотографизме». И этот упрек еще проще повторить сейчас, забывая о том, что в то время предметом фотографии становилось относительно неподвижное: групповой снимок, портрет, позирующий воин. Там, где персонаж может спокойно устроиться, а фотограф – выставить свой аппарат и произвести запечатление.

Напротив, предметом живописного изображения баталиста оказывалось ускользающее: от бытовой сценки до атаки. Мгновенное. То, что неспособна была ухватить фотографическая пластинка.

Живопись и фотография как искусство мимолетного и искусство статичного вновь напоминают нам, сколь быстро меняется «само собой разумеющееся», каждый раз предстающее как бывшее «всегда».

А то, что успех Верещагина не был связан лишь с этими меняющимися техническими подробностями – удостоверяет нынешняя выставка: хорошо поставленный свет, эффектные серии, музейные экспонаты, негромкая музыка, объемный каталог с обстоятельными статьями, встречающий на входе «Апофеоз войны», Балканский цикл как кульминация.

Устроители бережно и вдумчиво повторили рецепты автора и добились сходного результата. Старый мастер эффектов знал свое дело, даже умереть сумев в точном соответствии с собственной эстетикой.

В стране с населением в 147 млн количество пенсионеров – 45 млн. И получают пенсионеры свои деньги из выплат ныне работающих. Мне, глядя на эти цифры, такая пенсионная система не кажется справедливой. Подробности...На пике успеха и финишной прямой чемпионата, когда казалось, что Кремль достиг всех поставленных целей, он нанес еще один удар, которого никто не мог ожидать: практически одномоментно было проведено сразу несколько спецопераций. Подробности...Мы уже знаем, что такое Трамп-переговорщик. Трамп – это прежде всего психическая атака. Нынешний разнос Столтенберга – всё та же игра в любимом спектакле. Однако главный вопрос: как ко всему этому должны относиться мы? Подробности...Вы можете погулять по «Википедии», переключаясь то на русский, то на английский язык. Через несколько статей с ужасом обнаружите, что отечественные авторы безнадежно слабы. Ровно такую же проблему можно наблюдать повсеместно. Подробности...Есть все основания выразить сочувствие латышскому фантасту Дидзису Седлениексу, который, как выяснилось, не слишком жалует русских. Если попытаться разобраться по существу, то сказанное превращается в славословие. Подробности...Наблюдаю за событиями последних лет, включая ЧМ, и начинаю наконец сознавать, что мы уже в новой стране живем. А фантомные боли и призраки прошлого заставляют нас отвлекаться на ложные темы. Так было и после смерти Сталина. Подробности...Истфак МГУ принес «свои извинения Третьяковской галерее за некорректное поведение сотрудников факультета». Поскольку славнейший вуз страны не считает необходимым указать на опасность сложившегося положения – сделаем это за него. Подробности...Двадцать шестого июня в лондонском центральном уголовном суде завершился процесс по делу о зверском убийстве Софи Лионне. Известно лишь, что сжигали Софи уже мертвую, что хотя бы пытки огнем ей удалось избежать. Подробности...Белый дом в официальном пресс-релизе заявлял, что Асад использовал нервно-паралитический газ зарин против своего народа. И вдруг «никакие вещества, относящиеся к Конвенции о химическом оружии, не были найдены». Конечно, это скандал. Подробности...

Комментарии

Нет комментариев
Polit-Sovet.ru – первая российская политическая социальная сеть, объединяющая политиков, экспертов, журналистов, лидеров партий и избирателей Российской Федерации в рамках одного сообщества.